Таможенный союз обзаведется собственной валютой

Таможенный союз обзаведется собственной валютой

Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана вновь предрекают создание единой валюты. Как считает первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, это случится через 5–10 лет. Большая часть экспертов уверена, что создание новой валюты поможет защитить экономику стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Правда, некоторые из аналитиков сомневаются в сроках реализации и даже называют заявление вице-премьера обычным популизмом

Первый вице-премьер Игорь Шувалов уверен в появлении единой валюты на территории России, Белоруссии и Казахстана. «Пройдет еще несколько лет – 5–10 лет, и вопрос о единой валюте точно будет стоять: будет единый эмиссионный центр, будет единая валюта» – такое заявление он сделал, общаясь с участниками «Летнего кампуса Президентской академии» в Казани в конце минувшей недели. Рано или поздно, говорит Шувалов, единая валюта точно появится. Стоит отметить, что еще в июне замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что для введения единой валюты на территории Евразийского экономического союза в настоящее время нет достаточных оснований.

Напомним, что первым с инициативой о введении единой валюты выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 1993 году. Он предложил к 2011 году ввести единую валюту на пространстве создаваемого ЕАЭС. Тогда будущей валюте даже придумали название – алтын. Идея была поддержана всеми сторонами, но ее реализация продвигалась очень медленно. Наконец, в мае 2014 года президенты Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали договор о создании с 2015 года Евразийского экономического союза. И тема единой валюты вновь стала актуальной.На первом этапе предполагается формирование консультационного совета. В его состав войдут главы центральных банков стран участников союза, которые отвечают за курсы национальных валют, регулируют банковскую и страховую деятельность. То есть коммерческие банки стран ЕАЭС получат допуск на национальные валютные рынки своих соседей. Тогда же, в мае, Москва предложила создать евразийский центральный банк (ЕЦБ), но эту инициативу Минск не поддержал, и было предложено подготовить и обсудить создание ЕЦБ уже в рамках ЕАЭС в 2015 году.

Минск довольно осторожно идет на создание единой валюты. Дело в том, что в начале 90-х годов президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил с инициативой создать единую валюту между Москвой и Минском. В России эту идею поддержали. Но в конечном итоге она не была реализована. Между сторонами возникло слишком много разногласий. Камнем преткновения стало создание единого эмиссионного центра. Белоруссия настаивала на двух эмиссионных центрах – в Москве и Минске. В России утверждали, что такая схема разрушит обе национальные экономики. Минску подобные сомнения не понравились. «Идея, с которой тогда выступал Лукашенко – о создании двух эмиссионных центров с единой валютой, была абсолютно нереализуемой», – сказал «НГ» финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Он отметил, что сейчас ситуация другая и общая валюта для трех стран возможна при полном их объединении. «Создание единой валюты – это прекрасная идея, если нет амбиций верховенства. Единая валюта сокращает расходы транзакций, то есть расходы на переход из одной валюты в другую. На примере Европы можно наблюдать рост экономики. Это связано с тем, что экономические границы перестали существовать», – пояснил омбудсмен.

Впрочем, директор Института глобализации Михаил Делягин довольно скептически отнесся к заявлению первого вице-премьера Игоря Шувалова и назвал его популистским. «То, что господин Шувалов ставит такие сроки – 5–10 лет, – это абсолютно неприемлемо. Это несерьезный пропагандистский разговор, хотя и на правильную тему», – считает эксперт. Делягин добавил, что создание единой валюты – результат очень сложного многоступенчатого процесса, в ходе которого необходимо говорить о промежуточных шагах, которые власти собираются предпринимать для создания единой валюты не на словах, а на деле. Эксперт делает вывод, что пустые обещания без конкретного плана действий скорее дискредитируют идею, чем помогают ее реализации.

В свою очередь, директор по спецпроектам Института национальной стратегии России Юрий Солозобов считает заявление Шувалова своевременным, но при этом отмечает, что единая валюта должна появиться гораздо раньше. «Мы не можем опираться на чужие валюты, будь то евро или доллар, – говорит он. – Когда мы проанализировали экономические связи на просторах бывшего СССР, выяснилось, что тут объем торговли уже превышает 200 млрд долл., но только 10% расчетов от этой суммы ведется в национальной валюте, остальное – в долларах и евро», – подчеркнул он. По мнению эксперта, надо как можно быстрее переходить от разговоров к делу, единая валюта должна появиться гораздо раньше, чем сейчас обсуждается, а для этого властям надо более энергично действовать.

(Источник: http://www.tks.ru/reviews/2014/07/28/02)