Словарь таможенных терминов и выражений

Термин Определение
ALL IN (All Inclusive) - "Все включено" означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях LILO, это означает, что в ставку фрахта, кроме погрузки-выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.
B/L (Bill of Lading) - коносамент морская накладная на перевозку груза, выдаваемая перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Может составляться: на предъявителя, на имя получателя (именное), по приказу отправителя или получателя (ордерный)
BAS (Base Rate) базовая ставка
BAF (Bunker Adjustment Factory) - бункерная надбавка дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например, 500 USD/TEU)
BFR морской фрахт
Booking (Букинг, Букировка) бронирование всей или части грузовместимости судна (места на судне) для перевозки груза
CAF (Currency Adjustment Factor) дополнительный сбор к базовой ставке фрахта. Величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта
Carrier лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, на основании заключенного с отправителем договора
CFR - cost and freight (стоимость и фрахт) международный торговый термин Инкотермc. Условия поставки CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в т.ч. оплачивает пошлины). Покупатель оплачивает страховку товара. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после перехода товара через поручни судна переходит на покупателя. Условия поставки CFR используются только в случае перевозки товара морским или речным транспортом
Charter (Чартер) договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства на определённые срок или рейс
CIF - Cost, Insurance and Freight (стоимость, страхование и фрахт) термин Инкотерм. Условия поставки CIF в значительной степени идентичны с условиями CFR. Дополнительно к ответственности по условиям поставки CFR, продавец для условии CIF должен получить страховой полис допускающий передачу для покрытия рисков, связанных с доставкой груза, страховыми компаниями. Ответственность продавца за товар заканчивается, когда товар был доставлен морскому перевозчику или был погружен на борт судна, в зависимости от условии контракта
CIP Carriage and Insurance Paid to (фрахт/перевозка и страхование оплачены до) международный торговый термин Инкотермс. Термин означает, что продавец доставит товар названному перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Ответственность продавца заканчивается после доставки им товара перевозчику, который был указан покупателем. Покупатель несет все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен. Данный термин схож с термином CPT, за исключением того, что продавец также оплачивает страхование. Также, по условиям CIP, таможенные процедуры по экспорту товара лежат на продавце
C.O.C (Сarrier’s Оwned Container) контейнер является собственностью перевозчика
Consignee получатель груза
CPT - Carriage Paid To (Фрахт/перевозка оплачены до) международный торговый термин Инкотермс, которыи применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки. Продавец несет расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику
CUC (Chassis Using Charge) - сбор за пользование шасси; CY (Container yard) контейнерный терминал
DAF - Delivered At Frontier (доставлено на границе) условия поставки Инкотермс. Может применяться при поставке железнодорожным или автомобильным транспортом. Продавец несет обязанности по транспортировке товара до границы и оплате пошлин. Покупатель несет обязанности и по таможенному оформлению товара, и по транспортировке с границы до своего местонахождения. Риски переходят в момент достижения грузом границы
DС (Dry container) тип контейнера (сухой контейнер). Контейнер, предназначенный для перевозки "сухих" грузов не требующих специального температурного режима
DDF (Documentation Fee - Destination) сбор за оформление документов в порту доставки
DDP - Delivered, Duty Paid (доставлено, пошлина оплачена) условия поставки Инкотермс. Употребляется с указанием места прибытия; ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за порчу и потерю товара, включая пошлины и прочие выплаты, выплачиваемые при импорте, до этого момента несет продавец, также он несет ответственность за таможенную очистку; могут быть добавлены положения, освобождающие продавца от оплаты отдельных дополнительных формальностей; данный тип распределения ответственности может использоваться независимо от вида поставки
DDU - Delivered Duty Unpaid (доставлено, пошлина не оплачена) термин Инкотермс; употребляется с указанием места прибытия; ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т. д.), ответственность за порчу и потерю товара (за исключением пошлин и прочих выплат, выплачиваемых при импорте) до этого момента несет продавец; если покупатель не успел вовремя подготовить товар ко ввозу, он сам несет за это ответственность; могут быть добавлены положения, обязывающие продавца оплатить отдельные дополнительные формальности; данный тип распределения ответственности может использоваться независимо от вида поставки
Demurrage (Демередж) штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Для судов - плата за простои судна сверх согласованного времени на выполнение погрузо-разгрузочных операции сталииного времени
DEQ - Delivered Ex Quay (поставка с пристани) международный торговый термин Инкотермс. Означает то же самое, что и DES, за исключением того, что переход риска не происходит до тех пор, пока товар не будет выгружен в порту назначения
DES - Delivered Ex Ship (поставка с судна) условие договора международной купли-продажи, содержащееся в Инкотермс. Продавец считается выполнившим условия договора, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки
Detention (Детеншн) штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт
DHC (Handling Charge - Destination) расходы на перегрузку в порту доставки
Disbursement Account (Дисбурсментскии счет) документ, содержащий перечень расходов, понесенных по обслуживанию в порту
Discharging выгрузка
DOCS (documentation), DocsFee сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься, как за коносамент, так и за контейнер
DOOR - доставка от/до двери условие перевозки при отправлении/прибытии, означающее, что стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя
ETA (Estimeted Time of Arrival) ожидаемая дата прибытия
ETD (Estimated Time of Departure) ожидаемая дата отправки
EXW - Ex Works (с места работы, самовывоз) термин Инкотермс. Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.); продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт; покупатель несет все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д.
FAS-free alongside ship (Свободно вдоль борта судна) международный торговый термин Инкотермс. Продавец несет расходы по доставке в порт отправления. Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале (в согласованном порту отгрузки). Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. Риски переходят в момент доставки на причал порта погрузки
FCA Free Carrier (Франко-перевозчик (...указанное место) торговый термин Инкотермс, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте. Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несет ответственности за отгрузку
Feeder (Фидер) морской перевозчик, осуществляющий перевозку грузов (контейнеров) на судах небольшого водоизмещения, на короткие расстояния между портами, как правило одного бассейна или доставку контейнеров от/до порта погрузки на океанское судно
FFC (Freight Forwarder Commission/Brokerage - Origin) брокерская комиссия
FI (Free In) - свободно от погрузки условие перевозки, означающее, что фрахт не учитывает стоимости погрузкина судно
FICY (Free in/Container yard) погрузка в порту за счет отправителя, доставка до контейнерного терминала за счет линии
FIFO (Free in/Free out) погрузка и выгрузка за счет отправителя
FILO (Free in/Liner out) погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии
FIOS (Free in/out) погрузка и выгрузка за счет отправителя
FCL (Full Container Loading) контейнер, заполненный грузом одного получателя
FO (Free Out) - свободно от выгрузки условие перевозки, означающее, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна
FOB - Free on Board (франко борт, буквально - бесплатно на борт судна) международный торговый термин Инкотермс. Продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. В некоторых портах при поставках на условиях ФОБ расходы по погрузке несет покупатель. Риск случайной гибели имущества или его повреждения возлагается на продавца — до момента пересечения товаром борта судна, и на покупателя — с указанного момента. Как правило, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю одновременно с переходом риска
Freight (Фрахт) плата за перевозку груза
GRI плановое повышение базовой ставки с определённой даты
Gross Weight (Вес брутто) масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой (ящики, мешки, бочки и т. п.)
HC (High Cube) тип контейнера. Контейнер (Хаи кьюб контейнер) повышенной вместимости за счет увеличенной высоты по сравнению со стандартным контейнером
Heavy Lift Charge - надбавка за превышение определенного веса груза IMO Surcharge надбавка за опасный груз
Indossament (Индоссамент) передаточная надпись на обратной стороне ценной бумаги, в соответствии с которой права по этой бумаге переходят от одного лица к другому. Лицо, совершающее индоссамент, называется индоссантом. Различают полный (именной) индоссамент и на предъявителя, когда в передаточной надписи не содержится имя, в пользу которого сделан индоссамент, т. е. она состоит из одной подписи индоссанта. Объектами передачи посредством индоссамента могут быть векселя, чеки, коносаменты и др. ценные бумаги
International Commercial Terms, INCOTERMS (Инкотермc) сборник международных торговых терминов, изданный Международной торговой палатой. В словаре приводятся термины по базисным условиям поставок, касающиеся перевозочного процесса, оформления поставок и др.
ISPS сбор за безопасность в порту
LCL (Less Container Loading) контейнер, заполненный грузом для разных получателей, сборный груз
LI (Liner In) линейные условия при погрузке, означающие, что стоимость погрузки на судно включены в ставку фрахта
LI-Door (Liner in / Door) погрузка в порту за счет линии, доставка до "двери" клиента
LIFO (Liner in/Free out) погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя
LILO (Liner in/out) погрузка и выгрузка за счет линии, т.е. включены в ставку фрахта полные линейные условия
LO (Liner Out) линейные условия при прибытии, означающие, что стоимость выгрузки с судна включены в ставку фрахта
Loading погрузка
Manifest (Манифест) документ, содержащий перечень коносаментов и представляемый таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. Обычно он включает след, данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза
Laytime (Сталииное время) срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей, определяется соглашением сторон в чартере, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки
Notify party сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Обычно экспедитор или другой представитель получателя в порту
ODF (Documentation Fee - Origin) сбор за оформление документов в порту отправления
OT (Oреn Tор) тип контейнера. (Опен топ) Контейнер с открытым верхом для облегчения погрузки, закрывающимся брезентовым чехлом
OHC (Handling Charge - Origin) расходы на перегрузку в порту отправления
Order bill of lading (Ордерный коносамент) коносамент, по которому груз передается либо "приказу" грузоотправителя, либо "приказу" грузополучателя, либо "приказу" банка, либо по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу" получателя, то считается, что он составлен "приказу" отправителя. Коносамент и соответственно право на груз другому лицу передается с помощью передаточной надписи индоссамента
POD (Port of Delivery) порт назначения
POL (Port of Loading) порт погрузки
PSE (Port Security Charge - Export) сбор за безопасность в порту при экспорте
PSS (Peak Season Surcharge) надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года
PCS (Port Congestion Surcharge) надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта
Quality Certificate (Сертификат качества) документ, подтверждающий соответствие товара показателям качества, техническим характеристикам, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора
RF (Reefer container) тип контейнера. Рефрижераторный контейнер предназначен для перевозки грузов, требующих соблюдение температурного режима
SEA (seafreight), O/F(oceanfreight) морской фрахт
SEC (security charges) портовый сбор за безопасность
Shipper отправитель груза
S.O.C (Shipper’s Owned Container) контейнер является собственностью клиента
Statement (Стеитмент) документ, составляемый вместо таймшита в тех случаях, когда отсутствуют необходимые условия по учету и расчету сталииного времени. Содержит данные о времени прибытия судна в порт, использовании сталииного времени с указанием продолжительности и причин, имевших место перерывов и простоев. По данным стеитмента составляется таймшит и производятся расчеты с фрахтователями по демерреджу и диспачу
Storage ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEU и имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения
S.T.C. (Said To Contain) заявлено что содержит
TC (Tank container) тип контейнера. Танк-контейнер предназначен для перевозки газов и жидких грузов
TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) единица измерения груза, равная объему 1х20-футового контейнера. 1х40- футовый контейнер = 2TEU
THC (terminal handling charges) расходы по перегрузке в порту
Time charter (таим-чартер) договор фрахтования судна на время. Судовладелец предоставляет в пользу фрахтователя судно на определённый срок за оговоренную плату. Обычно в таим-чартере предусматривается, что владелец судна несет расходы по содержанию судового экипажа, по поддержанию судна в годном для эксплуатации состоянии и по страхованию его, а фрахтователь, кроме платы судовладельцу за пользование судном, принимает на себя оплату бункера, воды, портовых, канальных сборов, и других текущих и эксплуатационных расходов
Time sheet (Таимшит) ведомость учета сталииного времени под грузовыми операциями. Таимшит составляется в каждом порту выгрузки/погрузки судна и подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Таймшит является основанием для расчета демерреджа и диспача
WarRisk военные риски, взимается в портах, находящихся в зоне военных действии
Waybill (Накладная) документ, которым оформляется отпуск и прием различных товаров, а также перевозка грузов. Регулирует отношения между отправителем, перевозчиком и получателем груза
Wharfage портовая пошлина
WSC (Winter Surcharge) зимняя надбавка, взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период